Представление системы работы в форме
инновационного проекта.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 с
углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова
Г.П. городского округа Самара
Использование технологии развития критического мышления как
средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Автор-разработчик,
учитель географии второй квалификационной категории
Денисова Татьяна
Юрьевна
Самара – 2012
«Информационный взрыв», возникший вследствие использования
информационных технологий, привел не только к увеличению в десятки раз объема
потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению.
Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство
приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но
и в повседневной жизни людей. Список профессий обновляется более чем на 50%
каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не только место
работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. В подобных
обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит от умения
ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами,
искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения
поставленной цели.
Современного
ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску
пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети
часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем
школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития
мышления и, прежде всего критического.
Критическое мышление
означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое
мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие
критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых
идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением
сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития
творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление
развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Для развития критического мышления
необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих
эффективных инструментов
стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология
развития критического мышления посредством
чтения и письма.
Цель данной образовательной
технологии -
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в
обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения
письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов,
направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём
исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для
осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В
основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая
фаза (вызов) ориентирована на
актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению
новой информации и ценностного отношения к предмету.
Вторая
фаза (реализация смысла) - главными
задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже
известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Третья фаза
(рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации,
выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование
вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель
("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только
определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы
сочетания конкретных методических приемов. Остановимся более подробно на тех
приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые я
применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя культуру
работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.
1.
Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать
информацию возможно использование приемов «Знаю
– хочу узнать – узнал», «Зигзаг», «Прием корзина идей, понятий, имен». Как
правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования
целей. Данные приемы помогают преодолеть
эти трудности.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При
изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары,
посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть
какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в
классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения
пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы
соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся
рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
«Прием «Зигзаг» основан на
следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным
вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены
группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы
все ее члены овладели темой в полном объеме.
Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за
определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по
их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на
доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по
данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень
подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры
при объяснении нового материала.
Пример. Тема урока: Состав топливно-энергетического
комплекса. География 9 класс.
В «корзину» учениками были сброшены
следующие понятия, которые они связали с данной темой урока: топливо,
энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС, ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь,
Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это
позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и
выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов,
активизировать их деятельноссть
Состав ТЭКа
|
Топливная промышленность
|
Электроэнергетика
|
Нефтяная
|
газовая
|
угольная
|
ТЭС
|
Торфяная
сланцевая
|
АЭС
|
ГЭС
|
Использование нетрадиционных видов энергии (солнца,
приливов, ветра и т.д.
|
2. Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение
прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие.
Использование приемов «Верные – неверные
утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у
детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на
стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной
теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют
ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца
урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие
из утверждений были верными.
Пример: Урок «Европейский Юг (Северный Кавказ). ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население».
Методический прием «Верите ли вы, что
…»
Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и
обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
1. Северный Кавказ занимает пограничное
положение между равнинами и горами.
2. Северный Кавказ имеет
выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).
3. Для Северного Кавказа
характерен однонациональный состав населения.
4. Для Северного Кавказа
характерна самая низкая доля сельского населения.
5. Северный Кавказ – это
единственный регион России, где естественный прирост
положительный.
6. Северный Кавказ граничит с
3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.
7. На Северном Кавказе есть
месторождения топливных полезных ископаемых.
8. Северный Кавказ один из
самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.
Учащиеся обсуждают вопросы в группах,
вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста,
обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с
остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление
кластера», «Концептуальная таблица», «Фишбоун». Чтение с остановками -
чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются
прогнозы о дальнейшем содержании.
Прием «Чтение с пометками INSERT»
Цель: оптимизация проработки текста с
использованием знаковой системы.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Описание приема.
-
Учитель
предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя
установленную знаковую систему.
-
Учащиеся
внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на
полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Количество используемых
условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного
для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.
Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию,
проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Пример: Урок «
Северо-запад России»
Сравните ЭГП
и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Используйте
Прием «Концептуальная таблица».
Москва
|
Линии сравнения
|
Санкт-Петербург
|
1.В какой части страны расположен
город?
| ||
2.Выход к морю.
| ||
3.Транспортное положение.
| ||
4.Положение на реке.
| ||
5. Планировка города:
А) определите тип планировки (радиально-кольцевая,
дуговая, прямоугольная, линейная)
Б) явный центр города
В) год основания
Г) достопримечательности
|
Прием « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно
проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем
ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью
обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые)
понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали?
Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас
неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным
представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости?
Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль
текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным
высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное.
Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту
информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать
основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка,
схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод.
Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы
для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения.
Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого
внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется
обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги:
поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или
групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов
работы.
Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает
«рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая
рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На
верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.
Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты,
подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими,
представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Пример: Данный прием использовала на
уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав,
значение, проблемы развития»,
«Цветная металлургия России»,
«Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».
проблемама
|
Пути решенияя
|
факты
|
причины
|
4. Учимся творчески
интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не
дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и
мыслей. Эту проблему устраняют приемы
устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично
формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает
ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным?
Необычным? Что вызвало затруднения?
Какие предположения подтвердились?
Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Как изменилось ваше представление о …….
по сравнению с началом урока?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими
мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает
коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».
5. Учимся задавать вопросы.
Использование приема «Толстые и
тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником
вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.
«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного
ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения
дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на
уроках необходимо использовать таблицу:
?тонкие
|
?
толстые
|
- кто…….
| |
- что……..
| |
-когда…….
|
-дайте объяснение ,почему…….
|
- может…….
|
-почему вы думаете……
|
- будет…….
|
- почему вы считаете…….
|
- мог ли….
|
- в чём
разница……..
|
- как звали…..
|
предположите, что буде если…..
|
-было ли…….
|
что, если…….
|
-согласны ли вы…..
| |
- верно………
|
Таблица
"Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на
любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на
стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
при размышлении - демонстрация пройденного.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать
вопросы по заданному отрывку текста.
Подводя промежуточные итоги своей
работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные
методические приемы, которые помогут
более эффективно развивать умения работы с текстом и активизировать
деятельность учащихся на уроке.
Опытным путем я попробовала составить
план построения уроков по технологии критического мышления с использованием
нескольких приемов.
Приемы технологии
критического мышления,
используемые на уроках географии.
Фаза
урока
|
Используемые
приёмы, технологии
|
Вызов
|
·
мозговой штурм
·
кластер предположений
(на стадии рефлексии вносим изменения
·
Игра-упражнение
«Веер»
·
Прием «Поясните
цитату»
·
Прием «Как вы
объясните народную мудрость»
·
Прием «Вы
согласны с этим высказыванием?»
·
Прием «Как бы
вы прокомментировали эпиграф»
·
Постановка
проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных
статистических данных
·
Прием «Верите
ли вы, что…»
·
Прием «З-Х-У»
(«знаю-хочу узнать-узнал»)
·
Прием «Что
это…» (своеобразный «черный ящик»)
|
Осмысление
|
·
Прием инсерт (пометки на полях)
·
Прием «Бортовой
журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная
информация, новая информация)
·
Чтение со
стопами
·
Прием «Сводная
таблица»
·
Прием «Тонкие и
толстые вопросы»
·
Прием «Зиг-заг»
·
Прием «Мое
мнение»
·
Прием «Мозговой
штурм»
·
Прием «Фишбоун»
·
Прием «Что?
Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
·
Стратегия
решения проблем «Идеал»
Прием «Мудрые совы»
|
Рефлексия
|
·
Написание эссе
·
Рефлексивный
экран вопросов
·
Сформулируйте 3
вопроса по сегодняшней теме
·
Можете ли вы
добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
·
Что нового вы
узнали на уроке
·
Написание
синквейна
|
Паспорт проекта.
№ п/п
|
Структура проекта
|
Содержание проекта
|
1.
|
Тема проекта
|
Использование технологии развития критического
мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на
уроках географии.
|
2.
|
Адресация проекта
|
Проект адресован учителям и преподавателям
общеобразовательных учебных учреждений. Проект может быть реализован в
содержании элективных курсов, исследовательских работ обучающихся, при
подготовке к ЕГЭ.
|
3.
|
Руководитель проекта
|
Денисова Татьяна Юрьевна
|
4.
|
Проблематизация проекта
|
Проблемы:
§
недостаточное умение обучающихся работать самостоятельно с учебной и
научной информацией;
§
недостаточное умение обучающихся самостоятельно добывать знания и
применять их на практике
|
5.
|
Цель
|
Исследовать эффективность применения технологии
развития критического мышления, как средства для развития мыслительной
деятельности обучающихся
|
6.
|
Задачи
|
§ Исследовать
вопросы теории критического мышления.
§ Разработать
критерии определения уровня сформированности критического мышления
школьников.
§
Диагностировать: учебную мотивацию школьников, скорость протекания
мыслительных процессов, способность к классификации, особенности понятийного
мышления.
§ Научить
обучающихся самостоятельно работать с учебными текстами, понимать информацию,
применять умения на практике.
§ Составить
папку-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития
критического мышления».
§ Создать
мини-пособие «Технологическая карта по курсу «География материков и океанов».
|
7.
|
Гипотеза
|
Если использовать приёмы технологии развития
критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность
обучающихся.
|
8.
|
План реализации
|
§ 2009-2010 учебный год - подготовительный
этап.
Изучение теоретических основ проблемы, разработка
критериев определения уровня сформированности критического мышления
школьников. Отбор анкет, тестов по исследованию видов мышления обучающихся.
§ 2010-2011 учебный
год – экспериментальный этап
Проведение опросников, анкетирование. Применение приемов технологии развития
критического мышления на уроках географии, создание мини-пособия
«Технологическая карта по курсу «Материки и океаны», папки-портфолио «Инструкции
и памятки приемов технологии развития критического мышления».
§ 2011-2012
учебный год – заключительный этап.
Оценка результатов. Диаграммы по учебной
мотивации школьников, скорости
протекания мыслительных процессов, способность к классификации, особенности
понятийного мышления.
|
9.
|
Участники проекта
|
Активные
участники проекта:
§
автор-разработчик содержания уроков по курсу «География материков и
океанов»;
§ учитель –
осуществляет координационную работу по
взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, с использование технологии
критического мышления, консультирует
учащихся, проводит анализ результатов
проекта;
§ учащиеся –
выполняют учебную работу в совместной с учителем деятельности по формированию
критического мышления, представляют результаты освоения на уроках, викторинах, предметных
олимпиадах;
§
психолог школы -
осуществляет диагностику учебной мотивации школьников, скорости протекания
мыслительных процессов, способности к классификации, особенности понятийного
мышления.
Пассивные участники проекта:
§
администрация школы – оказывает моральную поддержку во время презентации результатов
проекта.
|
10.
|
Возрастная группа
|
Обучающиеся 7-х классов
|
11.
|
Тип деятельности обучающихся
|
Деятельностный
|
12.
|
Особенности типа проекта
|
· По характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный,
моно-проект.
· По количеству участников – групповой,
индивидуальный.
· По продолжительности – долгосрочный.
· По профилю знаний – метапредметный.
· По уровню контактов – на уровне
образовательного учреждения.
|
13.
|
Ресурсы проекта
|
Нематериальные:
- кадровые;
- временные.
Материальные:
- электронные диски;
- сайты в Интернете;
- персональный компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- принтер;
- распечатанные тексты;
- бумага.
|
14.
|
Предполагаемые результаты проекта
|
1. Результаты деятельности автора проекта:
§
теоретическая основа применения технологии развития критического
мышления;
§ критерии
определения уровня сформированности критического мышления школьников;
§
диагностика: учебной мотивации школьников, скорости протекания
мыслительных процессов, способности к классификации, особенности понятийного
мышления;
§
папка-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития
критического мышления»;
§
мини-пособие «Технологическая карта по курсу «География материков и
океанов».
2. Результаты деятельности обучающихся:
§ повышение
учебной мотивации школьников;
§ способность
обучающихся к самостоятельным оценочным суждениям;
§ умение
ставить вопросы, выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно –
следственные связи и делать умозаключения;
§ умение
видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
§ способность
к исследовательской деятельности, поиску, анализу, к творческой переработке
информации.
|
15.
|
Перспектива развития
|
§ Планирую
использовать проект в профессиональной
деятельности, т.к. наблюдается положительная динамика результатов
достижений обучающихся.
§ При
необходимости осуществлять корректировку мини-пособия.
§ Размещение
содержания проекта и результатов на web-портфолио.
§
Опубликовать данный проект во Всероссийском фестивале педагогических
идей «Открытый урок».
|
Пояснительная записка.
«Самый дорогостоящий
товар в мире – это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы
образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше»
Халпер Д.
В
соответствии с социальным заказом, политикой в области образования и
востребованности педагогического опыта в практике, средняя школа должна
готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями
самообразования, адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности,
умеющим принимать решения. Базой для формирования компетенций обучающихся
является предмет география как основополагающая область, которая вносит
существенный вклад в понимание современной научной картины мира и как компонент
культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире.
Столкнувшись с трудностями, которые
возникают у обучающихся при изучении географии, а именно, недостаточное умение
работать самостоятельно с учебной и научной информацией, недостаточное умение
самостоятельно добывать знания и применять их на практике, я решила, что
наиболее удачной технологией в преподавании предмета может стать технология
развития критического мышления.
Актуальность данного проекта вызвана
изменениями в современном российском образовании. Критическое мышление (КМ)
означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение
разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и
анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к
стандартным, так и нестандартным ситуациям.
В планируемых результатах нового
федерального государственного образовательного стандарта второго поколения есть
фразы, слова, которых отражают суть технологии развития критического мышления:
·
осознавать значимость чтения;
·
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
·
создавать собственный текст;
·
осуществлять рефлексию, т.е. размышление о содержании текста и перенос
его в сферу личного сознания;
·
уметь видеть проблему и ставить вопрос;
·
уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения;
·
способность к самостоятельному принятию решений.
Цель проекта: исследовать эффективность применения
технологии развития критического мышления, как средства для развития
мыслительной деятельности обучающихся.
Достижение
поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
·
исследовать вопросы теории критического мышления;
·
разработать критерии определения уровня сформированности критического
мышления школьников;
· исследовать учебную мотивация
школьников, скорость протекания мыслительных процессов, способность к
классификации, особенности понятийного мышления;
· научить обучающихся самостоятельно
работать с учебными текстами, понимать информацию, применять умения на
практике;
·
составить папку-портфолио, содержанием которой являются инструкции и
памятки приемов технологии развития критического мышления;
· создать мини-пособие к урокам
географии 7 класс, с применением технологии развития критического мышления.
Для достижения прогнозируемого
результата проекта необходимо наличие условий:
1.
Осведомленность учителя о современной теории развития критического мышления:
понимание им его сущности, владение приемами технологии.
2. Состояние
мотивационной готовности учащихся к изучению географии.
3.
Заинтересованность администрации школы в идее автора проекта.
4. Наличие
методической литературы по организации применения на уроках технологии развития
критического мышления.
5.
Обсуждение на методических объединениях (школьных, городских) вопросов,
отражающих эффективность использования технологии развития критического
мышления (ТРКМ).
Основное содержание
проекта.
Для реализации поставленной цели
использовала комплекс взаимодополняющих методов:
§ теоретические (анализ философской, научной
педагогической, психологической и методической литературы; анализ
образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 7 классов, с
целью выявления потенциальных возможностей использования в проекте; изучение
нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);
§ эмпирические (систематические наблюдения в
школьной практике, анкетирование, диагностика).
Настоящий педагогический опыт основан на работах в области:
-
современной образовательной технологии «Развитие критического мышления»
разработанной Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и
колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни
Стил, Курт Мередит;
-
психологических основ обучения и воспитания (швейцарский психолог Жан Пиаже,
изучавший детскую психологию, американский психолог Джером Брунер, российский
психолог Л.С. Выготский, изучавший педагогическую психологию).
Начиная работу над проектом, я изучила, какие виды мышления
есть у человека и могут ли мыслить критически дети 12-15 лет (предмет география
дети в школе начинают изучать с 6 класса, т.е. в возрасте 12 лет). Изучив
литературу, я пришла к выводу, что критически могут мыслить все, но не все
хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого
критического мышления. Поэтому отдельный курс «Критическое мышление» в школе не
был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического
мышления в конкретной предметной деятельности, например на уроке географии.
Критическое мышление – это отправная
точка для развития творческого мышления. Любой ли человек может мыслить критически?
Жан Пиаже писал, что от 11-12 лет к 14-16 годам у человека наступает этап,
когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. С 11 лет до 14
резко возрастает значимость причинных связей в мышлении ребенка.
Таблица.1
Различия между
критическим и обыденным (догматическим) мышлением.
Критическое
мышление
|
Обыденное
мышление
|
Оценивающие суждения
| |
Взвешенное суждение
|
Личное предпочтение
|
Классификация
|
Группирование
|
Допущение
|
Верование
|
Формулирование выводов на основе
логических умозаключений
|
Формулирование выводов с опорой на
«очевидность» и «здравый смысл»
|
Понимание принципов
|
Случайные ассоциации
|
Построение гипотезы
|
Предположение
(без достаточных оснований)
|
Предложение мнений с аргументами
|
Предложение мнений без аргументов
|
Формирование суждений на основе
критериев
|
Формирование суждений на основе опыта
и примеров
|
Технология критического мышления формирует навыки работы с
информацией по географии через чтение и письмо. Она представляет собой
совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать
ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем
предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему
обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с
информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч.
Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл.
Таблица. 2
Три фазы развития критического мышления.
Стадия
(фаза)
|
Деятельность
учителя,
задачи
данной фазы
|
Деятельность
учащихся
|
Возможные
приемы и методы
|
Стадия вызова
|
Вызов уже имеющихся знаний по
изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
|
Ученик «вспоминает», что ему известно
по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию, до
ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
|
Составление списка «известной
информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
- верные, неверные утверждения;
- перепутанные цепочки и т. д.
|
Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа
ведется индивидуально – в парах – группах.
Стадия осмысления (реализации).
|
Сохранение интереса к теме при
непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от
знания «старого» к «новому»
|
Ученик читает, (слушает) текст,
использую предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на
полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
|
Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков
«V», «+», «-»,
«?» (по мере чтения ставятся на полях
справа);
- ведение различных записей типа
двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в
первой части урока вопросы и т. д.
|
Непосредственный
контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа
ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии
|
Вернуть учащихся к первоначальным
записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие,
исследовательские или практические задания на основе изученной информации
|
Учащиеся соотносят «новую» информацию
со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
|
- Заполнение кластеров, таблиц, установление
причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и
неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных
столов;
- организация различных видов
дискуссий;
- написание творческих работ
(пятистишия-синквейны, эссе;
- исследования по отдельным вопросам
темы и т. д.
|
Творческая
переработка, анализ, интерпретация и т. д., изученной информации, работа
ведется индивидуально – в парах- группах.
Таблица.3
Функции трех фаз технологии развития критического мышления.
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,
пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
|
Осмысление
содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям
знания)
|
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного
поля)
Оценочная (соотнесение новой
информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка
процесса)
|
Рисунок 1.
Технологические приемы и стратегии в технологии развития критического мышления.
Вывод:
1. Подростковый возраст является
психологической основой для развития критического мышления школьников.
2. Структура критического мышления
представлена тремя компонентами: мотивационным, деятельностным, рефлексивно-оценочным.
3. Урок с использованием технологии развития
критического мышления строится по схеме вызов – осмысление – рефлексия и
предлагает набор приемов и стратегий. (Приложение 1. Папка-портфолио
«Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления»).
4. Технологические приемы КМ с одной стороны
позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс
обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Проект
реализовывался в рамках одного учебного учреждения. Информация о проекте
предоставлялась на методических объединениях школы.
План реализации проекта.
§ 2009-2010 учебный год - подготовительный этап
.
Изучение
теоретических основ проблемы, разработка критериев определения уровня
сформированности критического мышления школьников. Отбор анкет, тестов по
исследованию видов мышления обучающихся.
§ 2010-2011 учебный год – экспериментальный
этап.
Проведение
опросников, анкетирование. Применение
приемов технологии развития критического мышления на уроках географии, создание
мини-пособия «Технологическая карта по курсу «Материки и океаны»,
папки-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития критического
мышления».
§ 2011-2012 учебный год – заключительный этап.
Оценка
результатов. Диаграммы по учебной мотивации
школьников, скорости протекания мыслительных процессов, способность к
классификации, особенности понятийного мышления.
Результаты проекта.
I. Результаты деятельности учителя.
1. Разработаны критерии определения уровня
сформированности критического мышления школьников.
Низкий уровень – обучающийся не
оперирует полученными ранее знаниями на практике, не может применять знания на
практике, не проявляет творческую активность при решении задач, не принимает
участия в работе с различными пособиями, не участвует в дискуссиях на уроке,
обладает низким уровнем учебной мотивации, скорость протекания мыслительных
процессов низкая.
Средний уровень – формулирует
вопросы к наглядным фактам, творчески относится к решению учебных задач,
способен к анализу, в дискуссиях не участвует, принимает участие в учебной
работе и поиске выхода из поставленной проблемы, уровень мотивации низкий или
средний, скорость протекания мыслительных процессов средняя.
Высокий уровень – проявляет внимательное отношение,
как к речи учителя, так и к ответам одноклассников, систематизирует учебный
план текста, свободно применяет знания на практике, проявляет творческую
активность при решении любых учебных задач, способен к проведению сравнения,
сопоставления, обобщения, уровень мотивации высокий, скорость протекания
мыслительных процессов - высокая.
В процессе работы по этой
технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в
руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в
самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты
диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает
самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном
процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом. Критериями
эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:
Владение навыками поиска, трактовки,
анализа различных видов информации;
Умение формулировать корректные
вопросы;
Интерес к творческой деятельности;
Самостоятельность учащихся в изучении
предмета географии;
Умение аргументировано отстаивать
свою позицию;
Умение найти выход в новой
(нетрадиционной) ситуации;
Положительная мотивация к учебному
предмету;
Способы диагностики: анкета
«Выявление исследовательских навыков»; диагностика «Уровень творческой
активности учащихся», рефлексивный анализ «В чем ценность уроков географии для
меня»; диагностика «Мотивация учебной деятельности»; творческие работы
учащихся; выполнение творческих заданий различного вида сложности; анкета
«Изучение познавательного интереса к предмету». Для диагностики познавательного
интереса к учебному предмету география была предложена анкета «Карта
интересов».
Результаты «Карты интересов» учащихся
дают следующую картину. При изучении нового – самое важное и интересное состоит
в том, что бы разобраться в причинах явлений, событий, выяснить, почему так
происходит, так считают 90 % учащихся.
Нравится решать проблемные вопросы по
географии – 70 % учащихся.
Учащимся в уроках географии нравится больше всего:
-объяснение учителя,
четкость изложения материала - 30%;
- творческие задания - 26, 7%;
- познавать новое - 20 %;
- интересная подача
информации (использование различных методических приемов технологии
критического мышления)- 66,7%;
-общение на уроке- 73,3%;
-нравятся необычные
творческие задания по географии- 76,7 % учащихся.
Будут тратить время на поиск
дополнительного материала для выполнения
творческого задания по географии – 73,3 %.
Предпочитают сочинение,
реферат, творческое задание по географии выполнению задания, где требуется,
используя текст учебника ответить на ряд вопросов – 50 %.
Захотят повозиться со сложным
заданием по географии, вместо того, что бы выполнить несколько простых
заданий – 53,3 %.
Проводя анализ полученных
данных можно отметить самостоятельность
учащихся, их стремление к частично поисковой и
исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у
большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными
способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на
основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения
и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и
корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют
сделать вывод о том, что использование
приемов технологии критического мышления
может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.
2. Папка-портфолио «Инструкции и
памятки приемов технологии развития критического мышления» (Приложение 1).
3. Мини-пособие «Технологическая
карта по курсу «География материков и океанов» (Приложение 2).
II. Результаты деятельности обучающихся: в
диагностике принимали участие 50 человек (7 «а» класс-26 чел., 7 «б» класс-24
чел.) и 82человека ( 9»а» класс- 28 чел., 9»б» класс -24чел., и
9»в» 30 чел.)
1.
Повышение
учебной мотивации школьников ( Приложение 3 ) Опросник «Учебная мотивация для учащихся 5-8 классов»
- Г.А.Карпова).
2.
Скорость
протекания мыслительного процесса (Приложение 4).
3.
Способность
к классификации 3. Способность к
классификации (Приложение 5).
4.
Определение
особенностей понятийного мышления (Приложение 6).
5.
Динамика
качества знаний обучающихся за 2009-2010, 2010-2011 учебные года.
Степень достижения
поставленной цели проекта - цель достигнута, что подтверждено результатами.
Возможные последействия реализации проекта- консультации учителей,
заинтересовавшихся проектом.
Список литературы и источников.
1. Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении
практической направленности школьной географии [Текст]/ Е.А. Беловолова //
География в школе. – 2006. - №6. – С.39-46.
2. Борисенкова, И.А. Критическое мышление
как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А.
Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+".
– 2006. - №2. – С. 119-128.
3. Бустром, Р. Развитие критического
мышления [Текст]/ Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000.
4. Валуева, Н.А. Календарно-тематическое
планирование, VI класс [Текст]/Н.А. Валуева // География в школе. – 2004. - №2
– С. 53-57.
5.
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для
студ. высших педагогич. учебных заведений [Текст]/ Сост. Н.В.Дубравина,
А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 368 с.
6. Волков, Е. Критическое мышление:
Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа:
http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. tml.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая
психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. –
536 с. – (Психология: классические труды).
8. Государственные стандарты общего образования.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
9. Гузеев, В. В. О скрытом контексте в
технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ /
Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.
10. Душина, И. В., Понурова, Г. А. Как научить
школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов
педагогических институтов и университетов по географическим специальностям
[Текст]/ И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996.- 192 с.
11. Загашев И., Заир-Бек С. Критическое
мышление: технология развития [Текст]/ И. Загашев, С. Заир-Бек. - СПб.:
Издательство "Скифия" & "Альянс-Дельта", 2003. – 284 с.
12. Мередит, К. С., Стил Дж., Темпл Ч.
Обучение сообща. Пособие V. Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для
развития критического мышления» [Текст]/ К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. -
М.: Изд-во «ИОО», 1997. - 35с.
13. Методика обучения географии в школе:
Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997 –
С.10-16.
14. Образовательный стандарт основного общего
образования по географии [Электронный ресурс] // Российский образовательный
портал. – Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab. Ho
144003
15. Опыт применения технологии развития
критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя
[Текст]/ Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.
16. Психологический словарь [Текст]/Под ред.
В, В. Давыдова, Л. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский
институт общественной. и педагогической технологии. Акад. пед. наук СССР. – М.:
Педагогика, 1983.- 448 с.
17. Пугачева, Т. Н. Урок с использованием
технологии критического мышления [Текст]/ Т.Н. Пугачева// География в школе. -
№7. – 2007. - С. 52-55.
18. Словарь по этике [Текст] / Под ред. И. С.
Кока. - М.: Политизд.,1983.- 445 с.
19. Столбунова, С.В. Развитие критического
мышления.
20. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление:
технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.
21. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса
обучения // Директор школы. – 1995. – № 2.– C. 50–55.
22. Компетенции и компетентностный подход в
современном образо-вании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор
Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
23. Муштавинская И.В. Технология развития критического
мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177
Санкт-Петербурга в рамках междунар. проекта] / И.В. Муштавинская // Методист. –
2002. – № 2. – C. 30–35.
Комментариев нет:
Отправить комментарий