Обо мне

Моя фотография
Самара, Самарская обл., Russia
Учитель географии, МБОУ СОШ № 132

четверг, 14 декабря 2017 г.

открытый урок в 6 классе по ФГОС на тему "Топографический план и карта"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» городского округа Самара




Урок географии в 6 классе 
«Топографический план и топографическая карта».




Подготовила учитель
географии
Денисова Т.Ю.








Самара  2017






Урок № 9  Топографический план и топографическая карта.
Ход урока:
I.                      Организационный момент (2-3 мин)

II.                   Изучение нового материала (35 мин)

Здравствуйте уважаемые гости!
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
 Хорошего вам настроения , удачи и новых открытий!

           Мы продолжаем изучение  темы «Изображение земной поверхности», и на сегодняшнем уроке  проверим прочность наших знаний и умений применять их на практике.   Практические задания вы будете выполнять на карточках заданий и контроля.

СЛАЙД 1
        С древнейших времен сова — символ мудрости и знаний, проницательности и просвещения.   И сегодня на уроке с нами будут наши помощницы.

Постановка проблемной ситуации
- Начертите план пришкольного участка  в тетради. (испытывают затруднения)
- Почему вы не можете начертить план ? ( Пришкольный участок большой, а тетрадь маленькая)
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?(уменьшить участок или увеличить тетрадь).

СЛАЙД 2
- Давайте вспомним, что такое топографический план?

СЛАЙД 3
Топографический план -  уменьшенное изображение поверхности Земли, данное в масштабе при помощи условных знаков.


СЛАЙД 4  (изображение топографического плана и топографической карты)
- Чем отличаются эти два изображения? (испытывают затруднения)

       Действительно трудно сейчас  ответить на мой вопрос.  Что мы видим?  На топографическом плане  местность изображена подробно и точно.  Показаны населённые пункты, дороги, леса и другие объекты. На основе  топографических планов составляются карты более мелкого масштаба.

СЛАЙД 5
Итак, тема сегодняшнего урока «Топографический план и топографическая карта».  Через неё  учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.
Цель урока:
- познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.
- научится читать карту и использовать масштаб для определения расстояний.

СЛАЙД 6.
       Прежде чем перейти к новой теме давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.

- Какие вы знаете виды изображения местности?
                  Рисунок (или картина), аэрофотоснимок, снимок из космоса, топографический план.

Откройте учебник форзац 1. Какой вид даёт наиболее полную и точную информацию об окрестностях музея - заповедника ?
              Если сравнить эти три изображения, то наиболее точную и полную информацию даёт топографический план, потому что по нему можно представить местность со всеми деталями.
-  Можно ли говорить  о " бесполезности" двух других  изображений?
                Нет. Н картине показана красота средней полосы России, природа которую так любил художник и передал нам соё отношение картине.  Аэрофотоснимок уточняет содержание карты  и демонстрирует реальное изображение местности.


СЛАЙД 7.

Перед нами два изображения земной поверхности. Давайте их сравним.
          Мы видим два изображения- аэрофотоснимок и топографический план.  Аэрофотоснимок даёт подробное изображение всех деталей местности. Но географические объекты имеют непривычный для нас вид. Топографические карты составляются  на основе аэрофотоснимков.

СЛАЙД 8,9,10

- Что можно увидеть  на берегах реки Нара проплывая по её течению?
                На правом берегу  можно увидеть обрыв, луг, ручей начинающийся в болоте и впадающий в реку Нара. Если плыть дальше можно заметить линию электропередач.
На правом более крутом и высоком  берегу видны здания, огороды, сады. На левом берегу мы видим заросли кустарника.


СЛАЙД 11.

Похвалить ребёнка за работу. Молодец, блестяще справился(справилась). Прими наши восхищения.



СЛАЙД 12.
 - Достаточно ли нам знать условные знаки, чтобы хорошо ориентироваться в топографических планах? Что нам ещё  нужно знать и помнить?
Нужно знать стороны горизонта. Сколько всего сторон горизонта?
  Кто назовёт эти стороны.

Н планах и картах изображают территорию в уменьшенном виде. Чтобы показать размер  уменьшения используют масштаб. Из курсов окружающего мира и математики вам известно такое понятие , как масштаб.
Сейчас мы продолжи нашу работу по изучению темы в группах и парах.

 Правила работы в команде.

1. Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
2. Работаем в группах, которые между собой абсолютно не отличаются.
3.Стараемся, чтобы все члены группы достигли успеха.
4.Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.
5. Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.
6. Если возникает какой-то вопрос разберёмся в нём.

 Ребята ! Возьмите в руки Приложение 1.
На  выполнение этих заданий  у вас 3мин. Затем мы вместе обсуждаем результаты (10мин.) Для выполнения заданий вы используете учебник п.9, стр.50  Работаем в парах!

СЛАЙД 13

Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (§ 9, стр.50)
1.Что такое масштаб? Для чего он нужен?  (СЛАЙД 13)
 Масштаб – величина показывающая во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.
- Ни один географический объект невозможно  изобразить на топографическом плане в натуральную величину.   Чтобы план местности был точным , необходимо все детали уменьшать в одинаковое число раз , т.е. делать  изображение в масштабе.

СЛАЙД 14

 Задание 2. На какие группы делятся карты по масштабу? (СЛАЙД 14).
крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.

            Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.
- Как изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?
- Какой можно сделать из этого вывод?


СЛАЙД 15,16


Задание 3. В чем отличие топографической карты от топографического плана?  Возвращаемся к чётвёртому  слайду.

СЛАЙД 17

Задание 4. Какие способы записи масштаба бывают?
 (Виды масштаба:  численный, именованный, линейный)
Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в крупных масштабах, а карты — в мелких. В картах учитывается «шарообразность» земли, а в планах — нет. Из-за этого планы не должны составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли крупнее 20×20 км).



- С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54) Про линейный масштаб.
  
СЛАЙД Ы 18-22

Как перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода, формулируем вместе с учащимися)

Как перевести численный масштаб в именованный
         Записать в 1см – .
         Поскольку в 1 метре 100 сантиметров, то нужно убрать два нуля.
         Поскольку в 1 километре 1000 метров, то нужно убрать еще три нуля (если можно).
         Оставшееся число записать после тире, указать метры или километры.

Как перевести именованный масштаб в численный
         Записать 1:  и величину масштаба (число после :)
         Если именованный масштаб дан в метрах, то поскольку 1 метре 100 сантиметров, нужно добавить два нуля.
         Если именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров, нужно добавить еще три нуля.

СЛАЙД 23
Ребята ! Возьмите в руки Приложение 2. Путешествие в Масштабию.
На  выполнение этих заданий  у вас 4мин. Затем мы вместе обсуждаем результаты (3мин.)   сверяем с эталоном выполнения работы.
 Работаем в парах!
СЛАЙД 24

Физкультминутка  (1мин.)
Голова чтоб не болела, 
Ей вращаем вправо-влево. 
А теперь плечами крутим — 
И для них разминка будет. 
Тянем наши ручки к небу, 
В стороны разводим. 
Повороты вправо-влево, 
Плавно производим. 
Потянули плечи, спинки. 
А теперь конец разминке. 
Хоть приятно разминаться, 
Вновь пора нам заниматься. 

Условные знаки (15 мин)
           Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений.
        Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.
Для того, чтобы научиться читать карту надо знать ее азбуку.

 А что будет являться «азбукой» карты?условные знаки!
 СЛАЙД 25
Ребята ! Возьмите в руки Приложение 3 Условные знаки.
На  выполнение этих заданий  у вас 4мин. Затем мы вместе обсуждаем результаты (3мин.)   сверяем с эталоном выполнения работы.
Работаем в группах!

СЛАЙД 26
Эталон выполнения работы

- Кто справился полностью с заданием?
- У кого были затруднения?
- В чем причина?

Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150!

Требования к условным знакам:
  1) простота;
   2) непохожесть друг на друга;
   3) знаки напоминают сами предметы.

Работа с условными   знаками.
Работа с учебником (стр. 55, форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).

СЛАЙД 27
- На какие группы делятся условные знаки?
(Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д.)
- Как различаются условные знаки по внешним признакам?
 (Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)

СЛАЙДЫ 28,29

- Что называют азбукой карты? (легенда) Легенда  помогает читать топографические карты и планы, то есть понимать их содержание.

СЛАЙД 30

- Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные, внемасштабные, пояснительные) .

Задание на закрепление знаний (5 мин)

Слайд 31
I.                      Рефлексия. (2 мин.)
СЛАЙД 32
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (раздается каждому ученику)

Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы усвоили сегодняшнюю тему
 3 – «Я умею читать карту, пользоваться масштабом, определять расстояния по плану»
2 – «Я понимаю карту, знаю где найти обозначения условных знаков, умею пользоваться масштабом, но не умею определять расстояния по плану»
1 – «Знаю, где найти условные обозначения на карте, но не могу читать карту, не понял как пользоваться масштабом»
0 – «Я не понял, как читать карту и пользоваться масштабом. Тема для меня была трудной»

 I.                      Домашнее задание. (2 мин)
СЛАЙД 34
§ 9    
 Творческое задание:  составить рассказ с использованием условных знаков
Ребята!  СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Приложение 1
Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
Что такое масштаб? Для чего он нужен?

____________________________________________________________________________


Задание 2. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
На какие группы делятся карты по масштабу?

____________________________________________________________________________


Задание 3. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
В чем отличие топографической карты от топографического плана?

________________________________________________________________________


Задание 4. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
Какие способы записи масштаба бывают?

_______________________________________________________________________


Приложение 2
Путешествие в страну Масштабию.
1 этап
Перевести именованный масштаб в численный:
В 1 см – 10 км                                                     в 1 см – 200 м


2 этап
Перевести численный масштаб в именованный:
1 : 750 000                                                           1 : 100 000


3 этап
Учащиеся прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.



4 этап
Какой масштаб крупнее: 1 : 700 000  или  1 : 200 000

 Приложение 3
Задание для работы с условными знаками.

Замени выделенные слова условными обозначениями.

«Недавно мы  поселились в домике лесника.  Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в полевую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере, недалеко от него очень красивая деревянная церковь, а рядом – колодец с прохладной, вкусной водой. В лесу множество интересных тропинок, красивые луга! Приехать к нам ты можешь по железной дороге
Поле для заполнения условными знаками.
1





2
3
4
5






6
7
8
9






10
11
12





Комментариев нет:

Отправить комментарий