Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа
№132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза
Губанова Г.П.» городского округа Самара
Урок географии в
6 классе
«Топографический план и топографическая карта».
«Топографический план и топографическая карта».
Подготовила учитель
географии
Денисова Т.Ю.
Самара 2017
Урок № 9 Топографический план и топографическая карта.
Ход урока:
I.
Организационный
момент (2-3 мин)
II.
Изучение нового
материала (35 мин)
Здравствуйте
уважаемые гости!
Здравствуйте,
ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
Хорошего вам настроения , удачи и новых
открытий!
Мы продолжаем изучение темы «Изображение земной поверхности», и на
сегодняшнем уроке проверим прочность
наших знаний и умений применять их на практике. Практические задания вы будете выполнять на
карточках заданий и контроля.
СЛАЙД 1
С древнейших времен
сова — символ мудрости и знаний, проницательности и просвещения. И сегодня на уроке с нами будут наши помощницы.
Постановка проблемной
ситуации
- Начертите план пришкольного
участка в тетради. (испытывают затруднения)
- Почему вы не можете
начертить план ? (
Пришкольный участок большой, а тетрадь маленькая)
- Что нужно сделать, чтобы
выполнить задание?(уменьшить
участок или увеличить тетрадь).
СЛАЙД 2
- Давайте вспомним, что такое
топографический план?
СЛАЙД 3
Топографический
план - уменьшенное изображение поверхности Земли,
данное в масштабе при помощи условных знаков.
СЛАЙД 4 (изображение топографического плана и
топографической карты)
- Чем отличаются эти два
изображения? (испытывают затруднения)
Действительно трудно сейчас ответить на мой вопрос. Что мы видим? На топографическом плане местность изображена подробно и точно. Показаны населённые пункты, дороги, леса и
другие объекты. На основе
топографических планов составляются карты более мелкого масштаба.
СЛАЙД 5
Итак,
тема сегодняшнего урока «Топографический план и топографическая
карта». Через неё учащиеся приходят к выводу о цели и задачах
урока.
Цель урока:
-
познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.
- научится
читать карту и использовать масштаб для определения расстояний.
СЛАЙД 6.
Прежде чем перейти к новой теме давайте
вспомним, что мы изучили на прошлом уроке.
- Какие вы знаете виды
изображения местности?
Рисунок (или картина),
аэрофотоснимок, снимок из космоса, топографический план.
Откройте учебник форзац 1. Какой вид даёт наиболее полную и точную информацию об окрестностях
музея - заповедника ?
Если сравнить эти три
изображения, то наиболее точную и полную информацию даёт топографический план,
потому что по нему можно представить местность со всеми деталями.
- Можно ли говорить о " бесполезности" двух других изображений?
Нет. Н картине показана красота
средней полосы России, природа которую так любил художник и передал нам соё
отношение картине. Аэрофотоснимок
уточняет содержание карты и
демонстрирует реальное изображение местности.
СЛАЙД 7.
Перед нами два изображения
земной поверхности. Давайте их сравним.
Мы видим два изображения-
аэрофотоснимок и топографический план.
Аэрофотоснимок даёт подробное изображение всех деталей местности. Но
географические объекты имеют непривычный для нас вид. Топографические карты
составляются на основе аэрофотоснимков.
СЛАЙД 8,9,10
- Что можно увидеть на берегах реки Нара проплывая по её течению?
На правом берегу можно увидеть обрыв, луг, ручей начинающийся в
болоте и впадающий в реку Нара. Если плыть дальше можно заметить линию
электропередач.
На
правом более крутом и высоком берегу
видны здания, огороды, сады. На левом берегу мы видим заросли кустарника.
СЛАЙД 11.
Похвалить
ребёнка за работу. Молодец, блестяще справился(справилась). Прими наши
восхищения.
СЛАЙД 12.
- Достаточно ли нам знать условные знаки,
чтобы хорошо ориентироваться в топографических планах? Что нам ещё нужно знать и помнить?
Нужно знать стороны
горизонта. Сколько всего сторон горизонта?
Кто назовёт эти стороны.
Н планах
и картах изображают территорию в уменьшенном виде. Чтобы показать размер уменьшения используют масштаб. Из курсов
окружающего мира и математики вам известно такое понятие , как масштаб.
Сейчас
мы продолжи нашу работу по изучению темы в группах и парах.
Правила
работы в команде.
1. Работаем вместе, чтобы
достичь общей цели.
2. Работаем в группах,
которые между собой абсолютно не отличаются.
3.Стараемся, чтобы все члены
группы достигли успеха.
4.Мы здесь для того, чтобы
взаимно помогать друг другу.
5. Чтобы чему-то научиться,
мы должны сотрудничать.
6. Если возникает какой-то
вопрос разберёмся в нём.
Ребята ! Возьмите в руки Приложение 1.
На выполнение этих заданий у вас 3мин. Затем мы вместе обсуждаем
результаты (10мин.) Для выполнения заданий вы используете учебник п.9, стр.50 Работаем в парах!
СЛАЙД 13
Задание 1. Работа с определениями по тексту
учебника (§ 9, стр.50)
1.Что такое масштаб? Для чего он нужен? (СЛАЙД 13)
Масштаб –
величина показывающая во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на
местности.
- Ни один географический объект невозможно изобразить на топографическом плане в
натуральную величину. Чтобы план
местности был точным , необходимо все детали уменьшать в одинаковое число раз ,
т.е. делать изображение в масштабе.
СЛАЙД 14
Задание 2. На какие группы делятся карты по
масштабу? (СЛАЙД 14).
крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.
Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.
- Как
изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?
- Какой
можно сделать из этого вывод?
СЛАЙД 15,16
Задание
3. В чем отличие топографической карты от топографического плана? Возвращаемся к чётвёртому слайду.
СЛАЙД 17
Задание
4. Какие способы записи масштаба бывают?
(Виды
масштаба: численный, именованный, линейный)
Чем
меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в
крупных масштабах, а карты — в мелких. В картах учитывается
«шарообразность» земли, а в планах — нет. Из-за этого планы не должны
составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли
крупнее 20×20 км).
- С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные
измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)
Про линейный масштаб.
СЛАЙД Ы 18-22
Как
перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода, формулируем
вместе с учащимися)
Как перевести численный масштаб в именованный
•
Записать
в 1см – .
•
Поскольку
в 1 метре 100 сантиметров, то нужно убрать два нуля.
•
Поскольку
в 1 километре 1000 метров, то нужно убрать еще три нуля (если можно).
•
Оставшееся
число записать после тире, указать метры или километры.
|
Как перевести именованный масштаб в численный
•
Записать
1: и величину масштаба (число после :)
•
Если
именованный масштаб дан в метрах, то поскольку 1 метре 100 сантиметров, нужно
добавить два нуля.
•
Если
именованный масштаб дан в километрах, то поскольку в 1 километре 1000 метров,
нужно добавить еще три нуля.
СЛАЙД 23
Ребята ! Возьмите в руки
Приложение 2. Путешествие в Масштабию.
На выполнение этих заданий у вас 4мин. Затем мы вместе обсуждаем
результаты (3мин.) сверяем с эталоном
выполнения работы.
Работаем в парах!
СЛАЙД 24
Физкультминутка (1мин.)
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Условные знаки
(15 мин)
Музыканты из разных стран понимают
друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков
таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык
символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык
жестов и движений.
Мы знаем, что языком, которым владеют
географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет
без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.
Для
того, чтобы научиться читать карту надо знать ее азбуку.
А что будет являться «азбукой» карты? – условные знаки!
СЛАЙД 25
Ребята ! Возьмите в руки
Приложение 3 Условные знаки.
На выполнение этих заданий у вас 4мин. Затем мы вместе обсуждаем
результаты (3мин.) сверяем с эталоном выполнения
работы.
Работаем в
группах!
СЛАЙД 26
Эталон выполнения работы
- Кто справился полностью с
заданием?
- У кого были затруднения?
- В чем причина?
Без
знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без
знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то
топографических знаков более 150!
Требования к условным знакам:
1) простота;
2) непохожесть друг на друга;
3)
знаки напоминают сами предметы.
Работа с условными знаками.
Работа с учебником (стр. 55,
форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).
СЛАЙД 27
- На какие группы делятся
условные знаки?
(Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные
объекты, растительный покров и т.д.)
- Как различаются условные
знаки по внешним признакам?
(Конфигурация,
цвет, геометрические свойства и т.д.)
СЛАЙДЫ 28,29
- Что называют азбукой карты? (легенда) Легенда помогает
читать топографические карты и планы, то есть понимать их содержание.
СЛАЙД 30
- Как делятся условные знаки
по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные,
внемасштабные, пояснительные) .
Задание на закрепление знаний
(5 мин)
Слайд 31
I.
Рефлексия. (2
мин.)
СЛАЙД 32
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА
(раздается каждому ученику)
Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы
усвоили сегодняшнюю тему
3 – «Я умею читать карту, пользоваться
масштабом, определять расстояния по плану»
2 – «Я понимаю
карту, знаю где найти обозначения условных знаков, умею пользоваться масштабом,
но не умею определять расстояния по плану»
1 – «Знаю, где найти условные
обозначения на карте, но не могу читать карту, не понял как пользоваться
масштабом»
0 – «Я не понял, как читать карту
и пользоваться масштабом. Тема для меня была трудной»
I.
Домашнее
задание. (2 мин)
СЛАЙД 34
§ 9
Творческое
задание: составить рассказ с
использованием условных знаков
Ребята! СПАСИБО
ЗА РАБОТУ!
Приложение 1
Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9,
стр.50-52)
Что
такое масштаб? Для чего он нужен?
____________________________________________________________________________
Задание 2. Работа с текстом учебника (§ 9,
стр.50-52)
На какие группы делятся карты по масштабу?
____________________________________________________________________________
Задание 3. Работа с текстом учебника (§ 9,
стр.50-52)
В чем отличие топографической карты от топографического плана?
________________________________________________________________________
Задание 4. Работа с текстом учебника (§ 9,
стр.50-52)
Какие способы записи масштаба бывают?
_______________________________________________________________________
Приложение
2
Путешествие в страну
Масштабию.
1 этап
Перевести
именованный масштаб в численный:
В 1 см –
10 км
в 1 см – 200 м
2 этап
Перевести
численный масштаб в именованный:
1 :
750 000 1 : 100 000
3 этап
Учащиеся
прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см –
1 км.
4 этап
Какой
масштаб крупнее: 1 : 700 000 или 1 : 200 000
Приложение
3
Задание для работы с
условными знаками.
Замени
выделенные слова условными обозначениями.
«Недавно
мы поселились в домике лесника. Его
избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке
леса проселочная дорога переходит в полевую. По обе стороны которой раскинулись
заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все
лето мы купались в озере, недалеко от него очень красивая деревянная церковь, а
рядом – колодец с прохладной, вкусной водой. В лесу множество
интересных тропинок, красивые луга! Приехать к нам ты можешь по железной
дороге.»
Поле для
заполнения условными знаками.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий